Энциклопедия Животноводства

— Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.
— Человек — царь природы. — Жаль, что звери об этом не знают — они неграмотные.
НАВИГАЦИЯ: Главная Пособие вет - фельдшера Микробы и распространение их в природе МИКРОФЛОРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЖИВОТНОГО ОРГАНИЗМА
МИКРОФЛОРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЖИВОТНОГО ОРГАНИЗМА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИКРОБОВ В ПРИРОДЕ И ИХ УСТОЙЧИВОСТЬ

МИКРОФЛОРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЖИВОТНОГО ОРГАНИЗМА

Как указывалось выше, микробы широко распространены в природе, они в больших количествах могут быть обнаружены в воздухе, воде, почве, кормах, навозе и т. д.

В зависимости от условий окружающей среды - влажности, температуры, силы солнечного света - микрофлора воздуха, воды и почвы бывает различна по разнообразию видов микробов и обще лгу их количеству.

Микробы воздуха. Загрязнение воздуха микробами зависит от целого ряда причин. Воздух периодически загрязняется микробами, которые вместе с пылинками и мелкими капельками разносятся в пространстве ветром. Наиболее заселен микробами воздух больших населенных пунктов.

Главным источником загрязнения воздуха микробами является почва, откуда они попадают в воздух вместе с пылью, особенно во время ветров.

Из возбудителей заразных болезней животных в воздухе животноводческих помещений и в открытом воздухе могут находиться возбудители оспы овец, столбняка, злокачественного отека, туберкулеза и многих других болезней. Содержание микробов в воздухе конюшен, скотных дворов, свинарников находится в прямой зависимости от кубатуры помещения, освещения, чистоты содержания и общего благоустройства помещений, а также от плотности размещения поголовья.

Вот почему необходимо следить за тем, чтобы в помещениях для животных были соответствующая кубатура, хорошее естественное освещение, вентиляция и чистота и не было скученности животных.

Микробы воды. Вода по сравнению с воздухом является более благоприятной средой не только для сохранения микробов, но даже и для их развития. Особенно обильно заселена микроорганизмами вода непроточных водоемов, в которых имеется достаточное количество питательных материалов в виде различных органических веществ. Водоемы, расположенные вблизи населенных пунктов и скотных дворов, также значительно загрязнены микробами.

В теплое время года вода открытых водоемов особенно богата микробами, так как окружающая температура благоприятствует их сохранению и развитию. Во время весеннего половодья и разлива рек вода также очень сильно загрязняется различными микробами. Из возбудителей заразных болезней в воде могут быть обнаружены возбудители желудочно-кишечных заболеваний, а в водоемах, находящихся вблизи скотомогильников, где зарыты трупы животных, павших от заразных болезней, можно обнаружить возбудителей этих болезней.

Загрязненные микробами водоемы, используемые для водопоя, очень часто являются источником заражения животных различными инфекционными болезнями. Работники животноводства обязаны, особенно в летнее время, следить за состоянием водоемов, водой которых поят животных. Если подозревают, что водоем загрязнен, необходимо обязательно исследовать его воду в лаборатории с целью определения ее общего микробного загрязнения и наличия патогенных микробов. Особое значение при исследовании воды имеет обнаружение в ней кишечной палочки. Ее присутствие в воде указывает на загрязнение водоема калом, сточными канализационными отходами. Если вода загрязняется калом, значит в ней могут быть и патогенные микробы - возбудители желудочно-кишечных заболеваний.

Микробы почвы. Почва особенно богата микробами, так как в ней имеются очень хорошие условия для их жизнедеятельности - питательные органические вещества и соответствующая влажность. Больше всего в почве тех микробов, которые играют важную роль в формировании почвы и в питании растений.

Обыкновенно в почве на глубине 1,5-2 м микробов почти совсем не находят или находят в очень незначительном количестве. Микробы обитают преимущественно на глубине 3-10 см.

Возбудители заразных болезней попадают в почву с выделениями больных животных и человека и с трупами животных или людей, погибших от заразных болезней. Особенно долго сохраняются в почве возбудители заразных болезней, образующие споры. К ним относятся возбудители эмфизематозного карбункула крупного рогатого скота, столбняка, злокачественного отека, сибирской язвы и др. Споры возбудителей этих болезней могут сохраняться в почве годами и при благоприятных температурных и других условиях способны прорастать и размножаться в ней.

Микробы животного организма. Плод в утробе матери, как правило, развивается в стерильных условиях, потому что благодаря особенностям физиологического процесса беременности исключается возможность проникновения микробов в развивающийся плод. Однако уже в родовых путях матери (влагалище, наружные половые органы) микробы оседают на коже новорожденного при его рождении. При вдохе новорожденного в дыхательные пути его попадают вместе с воздухом и микроорганизмы, часть которых, обновляясь и изменяясь, не оставляет организма до конца его жизни. Пищеварительный тракт заселяется микробами, попав шими туда уже с первым глотком молока, и остается заселенным некоторыми из них до конца жизни организма. При жизни у здоровых животных (в нормальных условиях) не бывает микробов в брюшной и грудной полостях, в спинномозговой жидкости, в крови, в лимфе и во внутренних органах.

Все поверхностные покровы животного организма загрязняются микробами из воздуха и при контакте с загрязненными предметами, материалами и т. п.

В разных участках пищеварительного тракта животного организма микрофлора неодинакова.

Подавляющее большинство микробов, населяющих организм животных, - сапрофиты. Среди микроорганизмов, населяющих открытые полости животных (в частности, желудочно-кишечный и дыхательный тракты), могут встречаться разнообразные виды бактерий, дрожжевых грибов, плесеней, различные инфузории и т. п. Конечно, не исключена возможность попадания в организм (в особенности в пищеварительный и дыхательный тракты) и патогенных микробов, но это не значит, что сразу возникает заболевание. При исследовании содержимого кишечника здоровых животных в немможно обнаружить возбудителей паратифа, столбняка, ботулизма, некробациллеза и т. п. Чтобы возникло инфекционное заболевание, необходим целый ряд условий. Эти,условия находятся в прямой зависимости от устойчивости организма и воздействия внешней среды, в которой находится животное, от вида микробов, попавших в организм, от их количества и биологической активности.