Энциклопедия Животноводства

— Человечность определяется не по тому, как мы обращаемся с другими людьми. Человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными.
— Человек — царь природы. — Жаль, что звери об этом не знают — они неграмотные.
НАВИГАЦИЯ: Главная Малоизвестные заразные болезн ЛИХОРАДКА ДОЛИНЫ РИФТ HEPATITIS ENZOOTICA BOVUM
ЛИХОРАДКА ДОЛИНЫ РИФТ HEPATITIS ENZOOTICA BOVUM

ЛИХОРАДКА ДОЛИНЫ РИФТ HEPATITIS ENZOOTICA BOVUM

 

(Энзоотический гепатит рогатого скота; Rift Valley Fiver- англ.; Fievre de la Vallee du Rift - франц.; Rifttalfieber - нем.; Fiebre del Vallea de Rift - ucn.)

Лихорадка долины Рифт - зоонозное, преимущественно остро протекающее вирусное заболевание рогатого скота, передающееся членистоногими и характеризующееся лихорадкой, некротическим гепатитом, гастроэнтеритом, геморрагическим диатезом и высокой смертностью ягнят и телят. У взрослых животных болезнь проявляется абортами. К болезни восприимчивы также грызуны, обезьяны и человек.

 

География болезни. Лихорадка долины Рифт зарегистрирована в Кении, Уганде, Южно-Африканской Республике, Родезии, Судане, Анголе и Мозамбике.

Имеются сообщения о лабораторном заражении людей в Японии, США и Европе.

 

Возбудитель - несгруппированный арбовирус (Easterday, 1955). Вирусную природу болезни первыми доказали в 1931 г. Доб-ней и Гудзон (Daubney, Hudson). Они выделили от больных ягнят возбудитель, установили его фильтруемость через фильтры Шам-берлана № 11 и № 13 и воспроизвели болезнь на овцах и телятах. При проведении исследований ученые сами тяжело переболели лихорадочным заболеванием. Работавший с ними врач Гарнхэм (Carnham, 1931) воспроизвел болезнь на добровольцах, заразив их вируссодержащим фильтратом, и доказал тем самым зоонозный характер лихорадки долины Рифт.

 

По данным различных исследователей, размеры возбудителя лихорадки Рифт варьируют. Брум и Финдлей (Broom, Findlay, 1932) сообщили, что величина вируса, определенная посредством фильтрации через градоколовые мембраны Эльфорта, соответствует 23-25 ммк. По данным электронномикроскопических исследований, размер вирионов достигает 60-75 ммк (Levitt, Naude, Polen, 1963). Найд с соавторами (1954) установили различие в размерах двух штаммов вируса, отличающихся друг от друга по тропизму. Пантропный штамм, выделенный от мышей через 24-48 часов после перитонеального заражения, имел размер 49,7 ммк. Нейротроп-ный штамм, прошедший 106 интрацеребральных пассажей на мышатах, 15 в куриных эмбрионах и 9 пассажей снова на мышатах, имел частицы двух размеров - 30,9 и 51,9 ммк.

 

Устойчивость. Цитратная кровь больных животных, содержащая вирус лихорадки долины Рифт, при температуре 4-5° сохраняет вирулентность не менее шести месяцев, а при комнатной температуре - не более недели. Годами вирус сохраняется вирулентным при температуре минус 70° или в лиофилизированном состоянии при добавлении в качестве стабилизатора 5% пептона, 5% лактозы или сахарозы и хранении при 4°. Кислая и щелочная среда действует на вирус губительно. Оптимальным рН является 6,9-7,3. Консервирование вируссодержащих препаратов в оксал-карболглицерине позволяет долго сохранять их в активном состоянии.

 

Эфир, хлороформ и дезоксихолат натрия быстро инактивируют возбудитель лихорадки. Он также чувствителен к фотодинамическому действию метиленовой сини и формальдегиду.

Обычные дезинфицирующие вещества: 5%-ный едкий натр, 5%-ный фенол и хлорсодержащие препараты убивают вирус.

 

Культивирование. Наиболее легко вирус удается культивировать в организме 1-3-дневных мышат. При церебральном, перитонеальном и внутривенном заражении вирус накапливается в высоких титрах (Ю-6-Ю-10 LD50). Сроки гибели мышат и накопление в органах вируса находятся в прямой зависимости от заражающей дозы. Установлена связь между концентрацией возбудителя в той или иной ткани и методом его серийного пассирования. Культивирование вируса на взрослых мышах менее эффективно (Mims, 1956, 1957; Эстсрдей и др., 1963).

Пассировать вирус можно в 2-3-дневных куриных эмбрионах, заражая их в желточный мешок. Другой возраст куриных эмбрионов и метод заражения менее пригодны для культивирования вируса (Kaschula, 1953; Matumoto et al., 1959).

 

Помимо мышей и куриных эмбрионов, вирус хорошо размножается в первично трипсинизированных культурах клеток: фибробластах куриных эмбрионов, почках ягнят, коз, обезьян, хомячков и тестикулярной ткани ягнят, а также в клетках саркомы мышей и крыс. Размножение вируса в клетках перечисленных культур сопровождается их деструкцией (Coakley, 1963, 1965; Hess et al., 1963; Hopps et al., 1963; Wittmann, 1968).

 

Титрование вируса, предварительно адаптированного к культуре ткани по ци-топатическому действию, бляшкообразованию и церебральной патогенности, оказалось неравноценным. Наиболее чувствительным является церебральный метод заражения 1-3-дневных мышат. Титр вируса в этом случае был выше на 1,5- 2 lg (Klein et al., 1970; Walker et al., 1969; Johnson et al., 1969).

При изучении влияния различных доз вируса на накопление его в культуре ткани установлено, что наиболее оптимальной дозой является 2,5 LD50 на клетку (Orlando et al, 1967).

 

Установлено, что вирус обладает гемагглютинирующим свойством (Mims, Mason. 1956; Виттман, 1968).

Антигенных вариантов среди штаммов вируса лихорадки долины Рифт не описано.

Штаммы возбудителя различаются между собой по вирулентности и тропизму, однако последний признак зависит от метода пассирования.

 

Клайн с соавт. (1970) доказали возможность концентрирования вируса методом осаждения сульфатом аммония, сульфатом натрия, алюминия и этанолом.

 

Эпизоотология болезни. В естественных условиях болеют овцы, козы, крупный рогатый скот, крысы, мыши, хорьки, обезьяны и люди. Болезнь поражает животных независимо от возраста, но летальность выше среди молодняка. Более легкое переболевание взрослых животных можно объяснить частичным иммунитетом, который возникает у них вследствие возможного контакта с возбудителем болезни в молодом возрасте.

Болезнь носит сезонный характер. В дождливый период при вы-пасании животных на высоких пастбищах с большим скоплением комаров количество больных животных увеличивается.

 

Установлено, что болезнь непосредственно не передается от больного животного к здоровому через молоко, а также от человека к человеку (Эстердей и др., 1962). Однако зарегистрировано несколько лабораторных случаев заражения человека, связанных с алиментарным или аэрогенным путем.

Экспериментально доказано, что по крайней мере 6 видов комаров Eretmapodites и 3 вида Aedes являются переносчиками и основными хранителями возбудителя лихорадки долины Рифт в природе. Смитбурн с соавт. (Smithburn et al., 1949) перевивали болезнь с помощью комаров Eretmapodites chrysogaster от мышей к овце, от овцы к овце, от овцы к мышам, от мыши к мыши. В дальнейшем было установлено, что распространять возбудителя болезни могут и другие членистоногие.

 

Виллиамс с сотр. (Williams et al., 1960) выделили вирус лихорадки долины Рифт от комаров-Mansonia fuscopennata и Mansonia africana, а Эстердей с сотр. (1962) перевивали болезнь от ягнят к ягнятам через комаров Aedes degipti и Aedes triseratus.

 

По мнению Кокернот с соавт. (Kokernot et al., 1956), перелетные птицы также могут быть переносчиками вируса.

Таким образом, источником инфекции в естественных условиях служат больные дикие и домашние животные, обезьяны и человек, а также членистоногие. Последние, очевидно, служат резервуаром вируса в межэпизоотический период.

 

Появление болезни среди домашнего скота, как правило, совпадает с массовой выплодкой комаров. В Кении во время одной из вспышек погибло 1200 овец и 3500 ягнят (Skott et al., 1956), в Южно-Африканском Союзе- 100 тыс. овец и крупного рогатого скота (Schulz, 1951).

 

Патогенез. Вирус проникает в организм после укуса членистоногими. Током крови он разносится по организму, сорбируется на клетках печени, где и размножается, вызывая некроз ткани. Репродуцированный вирус вновь попадает в кровь, и обсеменяет весь организм.

 

Размножение вируса в других органах не доказано. В период вирусемии наблюдается значительное повышение температуры. Погибают животные вследствие сильной интоксикации, из-за нарушения барьерных функций печени.

 

Симптоматика. Инкубационный период чаще продолжается 24- 72 часа. Болезнь протекает различно в зависимости от возраста и вида животных. В естественных условиях новорожденные и молодые животные более чувствительны и тяжелее переносят болезнь. Среди ягнят и козлят летальность достигает 95%, среди овец и коз--20-30%. У новорожденных ягнят и козлят инфекция протекает сверхостро. Больные животные быстро впадают в коматозное состояние и погибают. В экспериментальных условиях ягнята гибнут через 24-36 часов после появления первых признаков болезни (Эстердей и др., 1962).

 

У ягнят, козлят и небольшого числа овец можно наблюдать острое течение болезни. Видимые слизистые оболочки постепенно бледнеют, развивается понос, в фекалиях появляются значительные примеси крови.

Смерть наступает через 24-48 часов после первых признаков болезни. У некоторых животных за 12-20 часов перед гибелью появляется рвота. Молодые овцематки абортируют и погибают в 20-30% случаев.

 

У старых овец, коз и телят болезнь чаще протекает подостро. С появлением лихорадки животные слабеют, теряют аппетит, на слизистой оболочке носа появляются кровянистые выделения. Беременные животные абортируют. После абортов нередко развиваются осложнения в виде септических метритов и параметритов. Летальность обычно не превышает 20%.

 

Экспериментально установлено, что через 48 часов после пери-тонеального заражения у овец быстро повышается температура тела до 41°. К 3-5-му дню лихорадочные явления исчезают. При осложнениях высокая температура может удерживаться дольше и иметь двуволновый характер (Эстердей и др., 1962).

 

У крупного рогатого скота болезнь чаще протекает бессимптомно. Иногда наблюдается кровавый понос, каловые массы с резким запахом. Характерно также обильное слюнотечение и дисгалактия. В период 1956-1957 гг. в Южной Родезии вирус лихорадки долины Рифт вызвал массовые аборты крупного рогатого скота (Shone et al., 1958).

 

Патологоанатомические изменения у ягнят и коз сравнительно постоянны и характеризуются увеличением и некрозом печени. В начале болезни под печеночной капсулой обнаруживают множественные кровоизлияния, а на поверхности - единичные сероватые некротические участки около 1 мм в диаметре, размер и количество которых в дальнейшем быстро увеличивается. По мере развития болезни некротические участки могут сливаться и печень приобретает серо-белый цвет.

 

При остром течении болезни можно наблюдать геморрагические поражения слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, а также множественные кровоизлияния на селезенке, почках, лимфатических узлах, семенниках и сердечной мышце. У овец и крупного рогатого скота патологоанатомические изменения обычно мало заметны или отсутствуют (Эстердей и др., 1962).

 

Гистологические изменения характеризуются дегенеративными изменениями клеток печени и инфильтрацией их дегенерированными многоядерными лейкоцитами и гистиоцитами. Эстердей с соавт. (1962) при экспериментальном заражении ягнят уже через 12-24 часа после введения вируса наблюдали характерные скопления лейкоцитов в венозных синусах, а через 24- 36 часов участки некроза паренхиматозных клеток. В это же время происходит образование внутриядерных включений ацидофильного характера, их формирование совпадает с распадом хроматина и разрушением ядерной мембраны.

 

Диагноз ставят с учетом эпизоотологических данных, клинических признаков болезни и патологоанатомических изменений. В сомнительных случаях проводят лабораторные исследования.

При постановке диагноза необходимо исключить сальмонеллез, болезнь Найроби и катаральную лихорадку овец.

 

Для лихорадки долины Рифт характерны: большая смертность ягнят, массовые аборты у овец и коров, некротические изменения в печени, геморрагический гастроэнтерит у погибших ягнят. Селезенка, как правило, не увеличена.

 

Точный Диагноз ставят на основании выделения вируса у зараженных 1-3-дневных мышат или определением нарастания титра антител в сыворотках больных животных.

Для исследования на наличие вируса берут кровь в количестве 5-10 мл от больных животных с клиническим диагнозом лихорадки долины Рифт, обязательно в первые 10-26-40 часов после повышения температуры. От погибших животных берут кусочки печени размером 2X2 см. Кровь для исследований на наличие антител от переболевших животных берут через 12, 20, 30 дней после начала заболевания. Перечисленные патологические материалы перевозят в термосе со льдом.

 

Для выделения вируса используют сыворотку крови больных животных, разведенную 1 :5 физиологическим раствором (рН 7,2- 7,4), содержащую в 1 мл 700 ЕД пенициллина, 50 ЕД стрептомицина и по 25ЕД тетрациклина и полимиксина, или 10%-ную суспензию (в указанном выше растворе) печени погибших ягнят. Перечисленный материал вводят мышатам в мозг в объеме 0,01 мл или пери-тонеально в объеме 0,1 мл.

При наличии вируса мышата погибают на 2-4-й день после инфицирования. У перитонеально зараженных мышат при вскрытии можно обнаружить характерные изменения печени - увеличение и некроз.

 

Мозг и печень погибших мышей используют для приготовления антигенов для постановки РСК, РН, РГА, РТГА и РДП (Weiss, 1956; Миме и Мезон, 1956). Реакцию связывания комплемента можно ставить, используя в качестве антигена 5%-ную суспензию печени, предназначенную для выделения вируса.

Идентификацию выделенных штаммов проводят в РСК, РН или РТГА. Если выделенный вирус взаимодействует со специфической сывороткой, его определяют как возбудитель лихорадки долины Рифт.

 

Эстердей и др. (1962), а затем Пини с соавт. (1970) экспериментально доказали эффективность метода флуоресцирующих антител для быстрого обнаружения возбудителя в срезах или отпечатках печени и почек овец и мышей, погибших от лихорадки долины Рифт, а также в культурах клеток, инфицированных вируссодержа-щими суспензиями указанных органов.

 

Лечение. Специфических методов лечения нет. Применение серотерапии малоэффективно.

 

Иммунитет. Установлено, что животные, естественно переболевшее лихорадкой долины Рифт, вторично не заболевают.

В сыворотке овец, крупного рогатого скота, обезьян и человека обнаружены нейтрализующие и комплементсвязывающие антитела в высоких титрах (Виттманн, 1968).

Для иммунизации овец против лихорадки долины Рифт применяют биологические препараты, содержащие живой или инактиви-рованный вирус.

 

Инактивированную вакцину готовят из мозга мышат, погибших в результате заражения вирусом лихорадки долины Рифт. Для этого готовят 10%-ную суспензию, которую обрабатывают формалином. Иммуногенность препарата находится в прямой зависимости от исходного титра вируса в суспензии (Виттманн, 1968).

 

Для приготовления живой вирусвакцины также используют мозг мышат, зараженных нейротропным штаммом вируса лихорадки долины Рифт, прошедшим 102 церебральных пассажа на мышатах и 56 пассажей на куриных эмбрионах и вновь 16 пассажей на мышатах. Препарат, изготовленный из указанного штамма, безвреден для крупного рогатого скота и сообщает привитым животным напряженный иммунитет длительностью около одного года.

Делаются попытки выращивания вируса в монослоях и суспензиях клеток тканей для получения живых аттенуированных вакцин (Walner et al., 1969).

 

До разработки эффективных вакцин в качестве специфического лечебного и профилактического препарата использовали гипериммунные сыворотки или сыворотки переболевших животных. (Stefanopoulo, Nagano, 1938), однако эти препараты оказались малоэффективны.

 

Профилактика и меры борьбы. Основой профилактики болезни служит своевременная вакцинация, уничтожение переносчиков, а также содержание восприимчивых животных за пределами стационарно неблагополучной по этой инфекции местности. Всех больных животных рекомендуется немедленно изолировать и уничтожить.

 

Специалисты, работающие с больными животными, должны принимать меры личной профилактики, позволяющие обезопасить себя от заражения. Перед вскрытием трупов следует надеть на лицо маску, а на руки перчатки. Люди с поврежденной кожей и дерматитами к работе с больными животными и трупами не допускаются.

У человека болезнь протекает в виде двухволновой лихорадки. Инкубационный период продолжается от 4 до 6 дней, после чего внезапно повышается температура тела, появляется тошнота, рвота, сильные головные и мышечные боли, а иногда светобоязнь и носовое кровотечение (Haagen, 1963).

 

 

Указатель литературы

Дорофеев К. А. Туляремия. - В кн.: Болезни овец. М., 1963.

Серов М. Ф. Вирус лихорадки долины Рифт.- В кн.: Руководство по ветеринарной вирусологии. Под ред. В. И. Сюрина. М„ 1966.

С о с о в Р. Ф. Лихорадка долины Рифт. - В кн.: Малоизвестные болезниЦ Под ред. Ф. М. Орлова. М., 1958.

Coco в Р. Ф. Лихорадка долины Рифт. - В кн.: Вирусные болезни животных. Сост. Ф. М. Орлов. М., 1963.

Тейлер М. Лихорадка долины Рифт. - В кн.: Вирусные и риккетсиозные инфекции человека. М., 1955.

Concentration of Rift Valley fever and Chickungunija viruses by precipitation. By Klein R, Mahlandt В., Cochey R., Lincoln R. - Appl. Microbiol. 1970, v. 20, № 3.

Evaluation of factors related to growth of Rift Valley fever virus in suspended cell cultures. By J. Walker, R. Carten et al. - Appl. Microbiol., 1969, v. 17. № 5.

H ah on N. Immunofluorescent cellcounting assay of Rift Valley fever virus Amer. J. Vet. Res., 1969, v. 30, № 6.

Johnson R., Orlando M., Patrick W. Growth of Rift Valley lever virus in human diploid (Wi-38) cells.- Amer. J. Vet. Res., 1969, v. 30, № 3.

О г 1 a n d о M., De LauterR., Riley J. Effect of virus input multiplicity and tissue cell concentration on growth of Rifl Valley fever virus. - Appl. Micro-bio!., 1967, v. 15, № 3.

Pini A., Lund L, D a v i e s F. Detection of Rift Valley fever virus by the fluorescent antibody tecnique in organs of experimentelly infected animals. - Res. vet. Sci., 1970, v. 11, № 1.

Relationship between plaque assay and the mouse assay for titrating Rift Valley fever virus. By Klein F., Mahlandt В., E у 1 e r S., L i n с о 1 n R.-Proc. Soc. exp. Biol. Med., 1970, v. 134, № 4.

Wittmann W. Das Rifttalfieben. - In: Handbuch der Virusinfektionen bei Tieren. Band 111 2. Spez Teil 2. Jena, 1968, S. 1117-1145.




 

Добавить комментарий